Методическое обеспечение педагогов Достижения обучающихся, педагогов О реализуемых программах, проектах и планах СМИ о Доме детского творчества Обратная связь:
Автор Алферьева М.К. |
|
Искусство |
Муниципальное образовательное учреждение
дополнительного образования детей ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА р.п. Новые Бурасы Саратовской области |
Содержательной стороной образовательной области "ИСКУССТВО" является "развертывание" присущего каждому человеку стремления к воссозданию чувственного образа воспринимаемого мира, через, своего рода, его удвоение посредством изображения, а также понимание содержательной стороны и ценностной природы искусства. Данный процесс включает в себя изучение исходных правил изображения методом сравнения результатов художественной деятельности и освоение самого языка искусства и направлен на развитие у обучающихся способности эмоционально реагировать на культурно-эстетические достижения народов разных стран, умение понимать и оценивать творения художников разных эпох. Воспитание обучающихся в контексте лучших
традиций отечественной и мировой культуры позволяет приобщать их к духовно-нравственным
ценностям. Знания по философии, религии, искусствоведению помогают обучающемуся
формировать собственное мировоззрение. Знакомство обучающихся с разными
видами искусств, живописью, музыкой, архитектурой содействует воспитанию
личности, готовой участвовать в диалоге культур, бережно относящейся к
богатствам цивилизации, к собственной национальной культуре. Образовательная область "ИСКУССТВО"
представлена следующими программами дополнительного образования: Кружок "Рождение художника" Занятие изобразительным искусством способствует общекультурному развитию. Развивают в детях способность воспринимать искусство и в первую очередь его специфику образного отражения действительности, это обеспечивает нужное воздействие на духовный мир школьников, формирует их мировоззрение. Вопросы гармонического развития и творческой
самореализации находят своё разрешение в условиях кружках изобразительного
и декоративно-прикладного искусства Дома детского творчества р.п. Новые
Бурасы. Открытие в себе неповторимой индивидуальности поможет ребёнку
реализовать себя в учёбе, творчестве, в общении с другими. Программа
кружка "Рождение художника" рассчитана на 3 года обучения. В
первый год обучения занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа. Второй
год рассчитан на детей, прошедших подготовку. Занятия проводятся 3 раза
в неделю по 2 часа. В группу первого года обучения принимаются все желающие.
Специального отбора детей в этот кружок не проводится. В группу второго
года могут поступать вновь поступающие после специального тестирования
и опроса при наличии определенного уровня общего развития и интереса к
рисованию. Недостающие навыки и умения восполняются на индивидуальных
занятиях. Занятия
по данной программе, при условии выполнения поставленных задач, помогут
ребенку найти свое дело в жизни, профессионально определится, применить
полученные знания и навыки на практике. В общении с людьми и живой природой
происходит становление характера, определяются нравственные ценности. Основные направления и содержание
деятельности. Образовательный процесс включает в себя различные методы обучения:
В учебно-воспитательный процесс включены экскурсии в краеведческий музей, центр народных промыслов, организация встреч с интересными людьми - народными умельцами и мастерами декоративно-прикладного творчества. Знакомя детей с произведениями народного декоративно-прикладного искусства, педагог развивает у них умение отличать настоящее искусство от его суррогатов, приходить к правильному эстетическому суждению. Учебный процесс строится так, чтобы максимально
использовать заложенные в программе возможности интегрированных занятий.
Так, совместно с фольклорными группами проводятся обрядовые календарные
праздники, игры-викторины и другие мероприятия. На праздники приглашаются
родители. Воспитанники Коняхиной Натальи Васильевны очень часто участвуют в различных конкурсах и выставках районного и областного уровня. Например, Селиверстова Анастасия участвовала в конкурсе рисунков "Поделись улыбкою своей" г. Москва и получила диплом за III место. С областного конкурса рисунков "За бережное отношение к природе" ребята тоже получили призовые места. Руководитель кружка старается чтобы детям было интересно не только на занятиях, но и на мероприятиях, которые она готовит вместе с ребятами: выставка рисунков "Здравствуй осень золотая", утренник "Ода осени", выставка "Зимние зарисовки" и др. Ансамбль русских народных ударных инструментов и фольклорного пения "Ягодка" Под длинным названием программы "Ансамбль русских народных ударных инструментов и фольклорного пения" скрывается совершенно изумительный коллектив детей дошкольного возраста "Ягодка", которым руководит педагог дополнительного образования Плакин Владимир Николаевич. Занятия педагог ведет по методике, которая была специально адаптирована к возрасту детей 4-7 лет. Занятия позволяют добиваться высокой эффективности элементарного музицирования и освоения основных навыков пения в приобщении детей младшего возраста к музыке. А также позволяют не только поддерживать устойчивость в желании музицировать и петь, но и добиваться успехов в освоении простейших элементов музыкального языка. В процессе занятий детям приходится сталкиваться с физической и эмоциональной нагрузкой. Это привело к мысли соединить отечественные методики с методикой лучших зарубежных авторов. Целью своей работы педагог видит в том, чтобы привить первоначальные навыки ансамблевого музицирования и пения. Развить природные музыкальные способности ребенка. Плакин В.Н. старается помочь детям младшего возраста в творческой игре войти в мир музыки; воспитывает интерес, любовь и потребность в музицировании и пении. Знакомит с отдельными произведениями детской классической музыки на практике. На занятиях дети получают основу музыкальной грамоты, вырабатываю правильные навыки игры на инструментах, а также навыки фольклорного пения. Основными видами деятельности на занятиях является элементарное музицирование на шумовых инструментах и основы фольклорного пения, а к активным формам относится пение и игра на детских инструментах, речевые упражнения и движения. Элементарное музицирование представлено в
программе ансамблей как взаимосвязанная работа по трем направлениям: 1. Учебное музицирование и
пение - это обучение простейшим элементам
музыкального языка и умению их практически применять в процессе работы
над развитием у детей чувства ритма и слуха. 2. Творческое музицирование
разнообразно по форме и подразумевает спонтанное, импровизированное обращение
детей со знакомым материалом и умение использовать его по-своему. 3. Концертное музицирование
и пение предлагает исполнение созданной
ими музыки, а также некоторой классической и детской, специально подобранной
и аранжированной для этой цели. Кружок "Задорный каблучок" Важнейшей задачей учебно-воспитательного процесса является художественно-эстетическое и культурное развитие школьников. Одним из предметов, обеспечивающих решение данной задачи, является обучение детей танцевально-ритмическим движениям. Но она стала постепенно отходить на второй план и перестала являться обязательным учебным предметом. Между тем, значение его велико, особенно на раннем этапе формирования человека. В процессе занятий у школьников происходит
снижение работоспособности, ухудшается внимание, память; в результате
длительного поддерживания статической позы нарушается осанка. Поэтому
необходима организация двигательного режима школьников, который обеспечивает
активный отдых и удовлетворяет естественную потребность в движении. В
этом могут помочь занятия ритмикой и танцами, на которых происходит увеличение
объёма двигательной активности. Это оказывает значительное влияние на
повышение умственной активности, развитие физических качеств, функциональное
состояние сердечно-сосудистой и нервной системы. Программа кружка "Задорный каблучок" разбита на подготовительный и основной курсы. Подготовительный курс "Диско-танцы"
рассчитан на детей 1, 2, 3 классы. Включает разминку, общеразвивающие
упражнения, диско-танцы. Основной курс рассчитан
на 4, 5, 6 классы. Включает разминку, диско-танцы, бальные танцы. Цель программы: Основным направлением в работе
над данной программой является приобщение детей к прекрасному виду искусства
и спорта одновременно, обучение танцевально-ритмическим движениям, элементарным
основам танца, т.е. на создание фундамента для более серьёзного увлечения. На занятиях ритмикой
ребёнок учится сознательно распоряжаться своим телом, понимать каждое
движение танца, различать ритмы музыки, согласовывать свои движения с
музыкой, танцевать в паре. Главной особенностью данной программы является
то, что уже через несколько месяцев учащиеся овладевают минимальными навыками
танца и способны показать своё умение на различных конкурсах и праздниках.
Проведение таких праздников вносит в процесс обучения элементы соревнования,
работу на результат. На занятиях создается такой психологический
микроклимат, при котором педагог, свободно общаясь с учащимися на принципах
сотворчества, содружества, общего интереса к делу, чутко реагирует на
восприятие учащихся и, поддерживая атмосферу радости, интереса и веселья,
побуждает учащихся к творчеству. При реализации программы используются различные
методы: словесные (сообщающие, репродуктивные
беседы, объяснения), наглядные (просмотр видео с танцами, прослушивание
аудиокассет, дисков с музыкой), практические. Ансамбль "Капель" В последние годы СМИ пропагандируют массу низкопробной музыки, а семья перестаёт быть очагом культурного досуга. Прошли те времена, когда бабушки напевали своим внукам мелодичные песни, вносящие в жизнь добро, справедливость, чувство сострадания, любовь к Родине. Как результат заметно снижается уровень общей культуры и музыкальной в том числе. Программа ансамбля "Капель" опираясь на лучшие образцы песенного творчества российской и зарубежной эстрады, формирует музыкальный вкус через песенные шедевры с развитым текстом, богатой мелодикой, способствует развитию творческих задатков и положительных качеств личности. Именно песня для российского человека является и средством для выражения чувств и эмоций, и отчасти двигателем прогресса ( "..нам песня строить и жить помогает"). В ансамбле занимаются дети 10-17 лет, имеющих средний и высокий уровень вокальных данных, предрасположенность к творчеству. Руководитель ансамбля "Капель" Еремина
Татьяна Пантелеевна использует различные методы
обучения- упражнения, эмоционального восприятия, метод художественного
контекста, метод изучения работы "звёзд" эстрады используются
для достижения более качественного, точного, осмысленного и эмоционального
исполнения. Подведение итогов проводят в форме концерта,
фестиваля, конкурса, в форме "Фабрики звёзд", "Минуты славы",
"Стань звездой".
Ансамбль "Капель" является постоянным участником всех концертов, проходящих на сценах школы, Дома культуры, администрации района. 17.10.2007 Пажетнева Настя стала участницей областного конкурса "Серебряный дождь". Ансамбль "Звонкие голоса" Программа ансамбля " Звонкие голоса" направлена на воспитание у детей чуткости, восприимчивости к красоте, эмоциональной отзывчивости. Одной из задач является стремление научить детей видеть прекрасное в окружающей жизни. Среди многочисленных средств воздействия на детское сердце важное место занимает песня. Исполняя песни, дети глубже воспринимают музыку,
активно выражают свои чувства, настроение; постигая мир музыкальных звуков,
учатся слышать окружающий мир, выражать свои впечатления, свое отношение
к нему. В ансамбле занимаются дети 6,5-
10 лет с учетом их возрастных особенностей. Основным направлением
программы является пение. Ансамблевое пение - один из видов коллективной
исполнительской деятельности. Оно способствует развитию певческой культуры
детей, их общему музыкальному развитию; воспитанию духовного мира, формированию
будущей личности. Методика программы строится на общепринятых методах обучения: дидактических и специальных вокальных, которые предопределяются особенностями строения голосового аппарата и всего растущего организма. Дидактические методы обучения: В работе по обучению детей пению большое значение имеет повторение пройденного материала. Это способствует выработке навыков чистого пения, развивает музыкальную память, помогает закреплению певческих навыков. Таким образом, реализуется цель продуманного,
систематического, последовательного обучения детей пению, развитию музыкальных
способностей. Программируемый результат: Кружок "Город мастеров" Народное искусство рассматривается как часть материальной и духовной культуры народа. Учебный курс, раскрывая понятия красоты и национального своеобразия предметного мира, опирается на искусствоведческую концепцию художественного образа. Художественный образ вещи может рассматриваться только комплексно в связи с природой, трудом, национальными традициями народа, причём первоосновой является образ художественного изделия. Программа кружка
"Город мастеров" направлена на сохранение живого наследия народа,
она рассматривает его как часть современной жизни, предмет специального
изучения. Задачи
образования в кружке "Город мастеров": Основные направления и содержание
деятельности. В них широко и многогранно раскрывается художественный
образ вещи, способы отражения действительности, символика орнамента, связь
народной художественной культуры с общечеловеческими ценностями. Детское творчество активизируется, и в процессе
создания декоративных, тематических композиций и рисунков по мотивам устного
народного творчества, литературных праздников. В выставке работ по противопожарной безопасности
ее воспитанники неоднократно занимают призовые места. В проведении занятий используются формы индивидуальной
работы и коллективного творчества. Формируются у ребенка творческие способности.
Приобретаются навыки изготовления самых разных предметов из бумаги, картона,
плетения, конструирования не только развивают, но и воспитывают, приучают
к самостоятельности. Цель образовательной программы:
раскрыть,
развить потенциальные способности, заложенные в ребенке. Педагог дополнительного образования Бочкарева Ольга Александровна на занятиях знакомит детей с различными видами изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приемами работы с ними, закрепляет приобретенные умения и навыки показывает детям широту их возможного применения. Воспитывает внимание, аккуратность, целеустремленность. Занятия в кружке помогают развить фантазию, изобретательность, пространственное изображение, обогатить визуальный опыт детей через посещение выставок. Основные направления и содержание деятельности. Теоретическая часть даётся в форме бесед с просмотром иллюстрированного материала и подкрепляется освоением тем. Практическая часть. Главный принцип
заключается в том, что приобретение навыков мастерства не является самоцелью.
Умение резать, клеить лепить и т.д., нужно детям, поскольку помогает осознано
создавать произведение творчества, всякий раз наполняя её конкретным содержанием. Работа с различными материалами: луковой шелухой,
засушенными растениями, берестой. Темы, связанные с заготовкой материалов
целесообразно соотносить со временем года. Планирование может быть также
связано со временем года, календарными праздниками и значительными датами.
Большой интерес вызывают занятие, где при подведении итогов привлекаются
персонажи русских сказок - куклы. Кружок "В стране рукоделия" Данная программа решает эту актуальную задачу,
соединив в интегрированном курсе такие дисциплины, как ИЗО и художественный
труд. Учебный курс, раскрывая понятия красоты и национального своеобразия
предметного мира, опирается на искусствоведческую концепцию художественного
образа. Основные направления
программы кружка "В стране рукоделия" - это культурно - развивающий
и обучающий досуг обучающихся, работа с бисером. Учебно-воспитательный процесс базируется на
обеспечении целостного воздействия на личность через конкретно - чувственное
восприятие искусства и действительности и строится на следующих принципах: -занятия искусством должны способствовать
их общекультурному развитию; Педагог дополнительного образования Тихонова Татьяна Николаевна вместе со своими воспитанниками готовит большое количество выставок " Здравствуй осень золотая", "Зимняя палитра", по противопожарной тематике, районная выставка детского творчества "Мир наших увлечений". В районной и областной выставке работ по противопожарной безопасности ее воспитанники неоднократно занимают призовые места. Как правило, есть призеры районной выставки "Мир наших увлечений". Работы ее воспитанников выставлялись на выставку международной конференции 2 ноября 2012 года. Клуб любителей искусства "Ювента" Программа клуба любителей искусства "Ювента" и её основные направления позволяют сопоставить разные способы видения мира и мотивировать расцвет каждого из искусств в определённый исторический период, следить за взаимовлияниями искусств в общем русле их развития. А так как интеграция разных видов искусства способствует обогащению эстетического восприятия ученика, поэтому чуткость эмоциональной реакции и подвижность чувств более всего развивает музыка, но они нужны и при восприятии живописи и литературы. Воспитанники клуба "Ювента", которым теперь руководит Еремина Татьяна Пантелеевна, проводят комментированное и самостоятельное чтение художественных произведений, а также инсценирование отдельных эпизодов и сцен. Самостоятельно читают искусствоведческую литературу и выступают на заседаниях клуба по выбранным темам перед членами клуба. Для этого создаётся лекторская группа. Лекции читает по различным темам и руководитель
клуба. Большое значение имеет посещение музеев, художественных
выставок, театров. Все воспитанники принимают участие в смотре художественной
самодеятельности, а также в смотре театральных коллективов всем интересны
походы и поездки по родному краю, а также по культурно-историческим местам
Росси. Особенно любят подростки этого клуба проводить вечера отдыха. В этом 2011-2012 учебном году группа воспитанников клуба ездили в г. Саратов на второй областной молодежный турнир по музыкально- театральному брейн - рингу. Выступили там очень успешно.
|